Понедельник, 18.06.2018, 21:49
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя информатики Дорониной Екатерины Валерьевны

Наш опрос
Была ли вам полезна информация с сайта?
Всего ответов: 894
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Моя педагогическая философия

ЭССЕ

Моя педагогическая философия

Научить и душой обогреть — в этом учительской профессии суть.

Существует такая легенда.

«Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей, и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой — послать манну небесную, третий — воду от Бога. И только четвертый Высокий Дух изрек: «Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им учителя».

Послал Бог учителей на землю: Моисея, Будду, Иисуса Христа и Мухаммеда. А потом собрал светлых ангелов и наказал им быть учителями для детей. С тех незапамятных времен рождаются на земле ангелы как обычные дети, взрослеют и спешат к детям. Это учителя.

По-разному приходят в школу учителя, и по-разному складываются их судьбы. Диплом педагогического вуза — всего только документ на право приобщения к большому и необыкновенно сложному труду. А сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей.

Я с детства мечтала стать учителем. Каждый раз собирала своих подруг, и мы играли в школу. Я рассаживала всех своих подруг и, подражая своей учительнице, проводила урок. Взрослой фразы «Педагогическая философия» я еще и не слышала: родители мои простые рабочие, среди родственников учителей не было. Но, как я думаю, в том далеком и прекрасном детстве рождалась эта самая философия. Сегодня на дворе XXI век, 2012 год. Мне —  31. Десять лет назад я стала учителем.

Закончив педагогический вуз с красным дипломом, и придя сразу работать в школу,  я поняла, что я ничего не знаю. Не знаю ничего о настоящей жизни учителя, не знаю, как построить урок, чтобы ученик прочно овладел знаниями, не знаю, как  подготовить ученика к взрослой жизни. Передо мной тогда встали вопросы «Чему учить?  Как учить? и Кого учить?». И тогда я начала искать свои педагогические направления. Их, учеников, устраивали мои уроки. Меня же постоянно мучило чувство недовольства собой, уроками, программой… Я подвергала сомнению интересную находку и снова искала! Найденные в поиске методические решения помогали на время. Много литературы я перебрала: учебной, методической, педагогической. Часто обращалась за советом к опытным учителям, а часто просто наблюдала, размышляла и делала выводы. Видела ошибки других учителей. Запоминала их, чтобы не совершать их самой. Часто сама допускала ошибки, и на них же училась. Многое приняла в качестве жизненных ориентиров.

В процессе поиска постепенно вырисовались три таких направления, на которых и строится моя педагогическая философия.

Первое и оно же главное направление - убеждение, что  ребенок – главная ценность общества. Ведь  сегодняшние школьники – завтрашние взрослые. Важно подготовить ребенка к взрослой жизни. Помочь войти ему в мир не как посетителю, нуждающемуся в пояснениях экскурсовода и постоянном сопровождении, а как полноправному жителю – творцу и деятелю. А.В. Хуторской пишет: «Путь ребенка похож на путь цветка, питающегося живительными соками родной земли и распускающемуся навстречу светоносным солнечным лучам». К этому хочется добавить – движение цветка нет надобности направлять и организовывать, в естественных условиях он будет расти, так как ему предначертано. Я считаю, педагогу необходимо предугадать и обеспечить те условия, в которых наиболее полно реализуется внутренний потенциал ученика в изучаемой образовательной области, создать бодрую, светлую и созидательную обстановку, создать на уроке ту среду, ту плоскость, в которой наиболее полно могут раскрыться творческие способности ребенка, и будет осуществляться его постоянный интеллектуальный рост.

Каждый раз, вспоминая заповедь Сократа, «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светиться»,  я пытаюсь организовать учебный труд так, чтобы  он был  радостным, успешным, чтобы дети развили свой ум и смекалку, память и воображение, свои творческие способности. Нужно позволять и помогать ребенку реализоваться, но не пускать все на самотек. Подбирать для каждого ученика свою высоту планки, видеть и отмечать малейший успех. Справедливо указывать на промахи, но при этом не унижать самолюбие, давать возможность исправить ошибки.
Видеть радость в глазах учеников, наблюдать их  восхождение на гору познания – для меня очень важно, потому что  ведущий принцип  моей педагогики – развитие детей. Второе направление – учиться, учиться и еще раз учиться и постоянно находиться в творческом поиске, находить ответы на любые вопросы, преодолевать себя. В этом мне хорошо помогает моя специальность – информатика.

 Сегодня фантастическими темпами развиваются технические и программные средства. Каждые два года происходит модернизация аппаратных и программных средств вычислительной техники. Такого развития одной отрасли история науки и техники еще не знала.

Чтобы успевать за развитием средств вычислительной техники, необходимо непрерывное самообразование и самосовершенствование. А для профессионального применения вычислительной техники нужно нечто большее – личная целеустремленность и постоянное желание узнавать о том, что происходит в мире информационных технологий.

В современной школе нет более трудной профессии, чем учитель информатики. Необходимость каждые два года начинать все «с нуля» не знакома преподавателям других дисциплин. В этой ситуации учитель вынужден напряженно следить за развитием средств вычислительной техники, за появлением новых программ и за непрерывно изменяющимися приемами и методами работы с ними.

Раньше, когда ко мне подходил ребенок и задавал вопрос о работе незнакомой мне программы, мне было стыдно, что я - молодой учитель информатики, не знаю современных программ. Тогда я лихорадочно начинала копаться в литературе, ночами сидеть у компьютера, изучать то новое, неизведанное, за что мне так было стыдно, и думать, как же применить полученные знания на уроках информатики. Тогда сами ребята были моими учителями, приносили обучающие диски, программы. Так рождались на свет мои идеи применения новых программ в урочной деятельности и на факультативах «Компьютерная графика», «Алгоритмика», «Программирование», «Обработка звука».  

Сегодня я уже не стыжусь, что я чего-то не знаю, ведь человеку не суждено все знать. Но тяга к самообразованию не только не пропала, но и обрела более постоянный характер. Учиться и уметь применить свои знания – вот заповеди человека, желающего стать профессионалом своего дела.

Третье направление - спешить передать свои знания, и при этом учить не поучая. Вспоминая слова А. Дистервега «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить», я прихожу к выводу, что необходимо позволить ребенку ощутить мир таким, каким его видит  сам ученик, не давить на него стереотипами собственного восприятия, не навязывать своего мироощущения, позволить самостоятельно искать, самостоятельно ошибаться и самостоятельно исправлять свои ошибки; дать ему право на собственные мысли, поиски, решения и право на самостоятельный выход из сложных ситуаций, дать право быть услышанным и не бояться последствий за сказанное, дать право ответственности за свои решения, за свои идеи…

«То, что я читаю, я забываю; то, что я вижу, я запоминаю, то, что я делаю сам, я понимаю и учусь этому на всю оставшуюся жизнь». Это высказывание Конфуция подтолкнули меня к таким  инновационным методам обучения, как проблемные вопросы, проектирование и  задания исследовательского характера. Выстраиваю работу так, потому что на практике поняла, что знание, добытое самим человеком, остается в памяти намного дольше, чем просто услышанное на уроке.

В работе с детьми я руководствуюсь основным принципом: пусть ученик поверит в себя, и тогда он сможет освоить самый трудный материал и получить удовлетворение от своей маленькой победы.

На этих трех основных направлениях, как на трех китах, строится моя педагогическая философия. И если когда-нибудь мне зададут вопрос: «Не пожалела ли, выбрав профессию учителя?», я отвечу: «Никогда». Выбрав себе учительскую профессию, я иду по ней годами, днями, часами, ни разу не усомнившись и, тем более, не раскаявшись в избранном пути, какие бы трудности не подстерегали меня в пути.

Что наша жизнь? Игра!

А люди в ней актеры,

Где каждый выбирает для себя,

Какие исполнять он будет роли.

И главное, чтоб это все не зря!

В чем роль моя? Я с гордостью отвечу:

Учитель я! А в небе есть звезда,

Стремлюсь к которой, и иду навстречу,

И отступать не буду никогда!

Звезда зовет и манит за собою,

И я обязан следовать за ней,

Поскольку сею вечное, земное:

Науке жить и выживать учу детей!

Профессия учителя – искусство,

Труд творческий; и требует всегда

Ответственности, выдержки, упорства,

Открытости души, любви, тепла.

Кто есть учитель? Тот, кто принимает

Участие в судьбе страны,

Кто на себя заботу возлагает

За будущее нашей детворы;

И тот, кто, оставаясь оптимистом,

Сопровождая к знаниям детей,

Сам не стоит на месте, а стремится

Быть лучше, чем он есть: умней, честней;

Кто в душах детских видит их богатство

И помогает им понять себя;

Кто учит, что надобно стараться

Держать однажды данные слова.

Поиск
Календарь
«  Июнь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2018
Создать бесплатный сайт с uCoz